главная история традиции Мындру форму фото связь



Для болгар традиции являются важной частью жизни. Они тесно переплетаются с церковными праздниками и датами. В советское время их попытались обособить и вымести из народной памяти богатейшую религиозную составляющую жизни народа.

Все обычаи можно разделить на те, что отмечались в кругу семьи, и те, что широко праздновались всем селом — обществом.

Участие в семейных ритуалах было всегда святой обязанностью, «возложенной» на каждого болгарина его предками. За столом собирался весь род, люди обменивались новостями, строили планы. Именно во время таких праздников каждый человек понимал и ощущал «круг семьи»... Так же, как и наши предки, сегодня мы собираемся, чтобы отметить рождение нового человека или чью-то свадьбу. Все это весело, душевно.

Родины и крестины

Ожидание и рождение ребенка — важный момент в жизни каждой семьи. До 1950-х гг., до образования ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), в родах главную роль играла повитуха. Их бывало три-пять на каждое село.

В период беременности болгарка соблюдала ряд строжайших запретов. Несмотря на то, что до последних дней она работала в поле и продолжала выполнять работу по дому, свекровь и другие члены семьи следили, чтобы она не перетруждала себя. Согласно поверьям, она не могла садиться на пустое ведро или торбу, потому как младенец будет голодным. Не должна была перескакивать через канавы, чтобы ребенок не удушился. Ей не разрешали смотреть на огонь: если она при этом схватится за какую-то часть своего тела, у младенца на том же месте будет родимое пятно. Также не стоило бить кошку или собаку под угрозой таких же последствий. В таких случаях на руке женщины нередко можно было увидеть красную нитку.

Малка пита — болгарский ритуал празднования рождения ребенка. Обычно он проводился на второй-третий день после родов. Собирались только рожавшие женщины из семей родственников и соседей. Они приносили подарки ребенку, материал на пеленки, хлеб.

На 20–30-й день после рождения ребенка устраивали гуляма пита (иногда она совпадала с крестинами). В этот день вновь собирались только женщины, но их состав уже не был ограничен близким кругом лиц. Они приносили подарки для ребенка, курицу, печенье, ракию (водку), пекли питу. На этот праздник приходила повитуха. Роженица дарила ей миску с мукой, и только после этого все садились за стол. По болгарским обычаям родившая женщина еще 40 дней после родов считалась «нечистой». Она находилась в комнате вместе с матерью и не должна была выходить на улицу, ходить босиком. Строго следили за тем, чтобы в эти дни не оставались на ночь висеть пеленки — роженица могла стать «черптисана» (у нее будет болеть голова, пропадет молоко). Она не выходила после захода солнца со двора и не оставляла ребенка одного в комнате. Если все же возникала такая необходимость, то рядом с младенцем оставляли ножницы или нож. Для новорожденного ребенка и его матери некоторое время необходимы были определенные охранительные действия от сглаза и порчи.

Мать до 40 дней носила красную нитку на талии, а ребенку завязывали ниточку па руке. Роль оберега выполнял также чеснок, который клали новорожденному в колыбель. Нередко ребенку вешали на шапочку с теми же целями «намисто» или к одежде крепили мешочек с травами («мускичка» — торбочка, бусилик и фесля — травы). По истечении указанного срока роженица шла в церковь на молитву. После этого существовавшие ограничения снимались.

Крестины (кръштеика)

Крестины (кръштеика). Мальчика принято было крестить на 40-й день, а девочку — на 30-й. Если в семье дети часто умирали, то ребенка крестили сразу же в день его рождения либо на следующий. Нередко такие обряды сопровождались троекратным погружением младенца в воду.

Крестными родителями ребенка были «кръстники» — семейная пара. Их функции передавались от отца к сыну по наследству. Родителей ребенка по отношению к кръстникам называли «кумцалш». Подкумами — сестер и братьев крестных родителей.

В церковь крестить ребенка несла кума, она же брала с собой отрез материи, который назывался «кръзма». За крещение расплачивался кум либо отец ребенка. После крещения, передавая ребенка матери, крестная говорила: «Взяла еврейчика, а отдала крещеного». Мать при крещении не присутствовала. Ребенок до крещения считался «нечистым», поэтому вода, в которой его купали, выливалась туда, где люди не ходили.

Показателен был и выбор имени ребенку. Если он родился на большой религиозный праздник, то его называли в честь данного святого. В других же случаях соблюдалась следующая традиция: первому сыну давали имя деда по линии отца, второму — по линии матери. Аналогично поступали и с девочками. Эти обычаи начинают забываться с середины XX века, но в некоторых болгарских селах существуют и сейчас.

Вечером по случаю крещения ребенка устраивали обед. Каждый пришедший приносил подарки, курицу, хлеб. Крестные родители приносили одеяльце, шапочку и другие подарки для ребенка. На крестины готовили курбан, а в пост — только постные блюда. Обязательно на крестины делали нитку. В противном случае считали, что ребенок никогда не женится.

Кумовья поддерживали отношения друг с другом. Кумец проведывал крестных родителей на Великден (Пасху), на Масленицу.

Когда ребенок делал первые шаги, пекли пристапулку — маленькую лепешку, которую мазали медом. Согласно обычаю, эту лепешку должны были съесть родители, пробежав с ней на три дома вперед от своего жилья. В других болгарских селах лепешку раздавали всем соседям на пять домов вперед от своего дома.

Свадьба

Как в прошлом, так и сегодня свадьбы у болгар являются самым веселым и радостным событием в жизни молодых. Начать надо с того, где и как выбирали себе будущего супруга. Для этого у болгар существовал целый набор различных форм отдыха и работы: от хуро (своеобразных дискотек) до вечеринок (сидянки), от храмовых праздников (собор, храм) до совместных работ (клака, миджия и т. д.).

По воскресеньям и в праздничные дни молодежь собиралась на хуро — это одна из форм больших уличных молодежных гуляний. Музыкантов для танцев на хуро нанимали в складчину парни. Гуляли раньше только до захода солнца. Во время поста на хуро не собирались.

Кроме того, молодежь собиралась на сидянках или предачках по очереди у кого-либо дома. На сидянки приходили не только незамужние девушки, но и булки (замужние), а также пожилые женщины. Собравшись, девушки и женщины чесали шерсть, пряли, плели кружево, вязали, чистили кукурузу, пели песни. Женщины старшего возраста слушали, кто лучше всего из девушек поет.

Молодая незамужняя девушка одна на сидянки не шла, только с матерью либо с братом. На сидянки приносили что-либо из еды, в осеннее время обычно фрукты: виноград, яблоки, сливы. Парни развлекали девушек, играли на гармошке либо нанимали «музыку». Парень у понравившейся ему девушки брал китку (бумажный цветок, сделанный ею), а если девушке понравился парень, она ее дарила сама. Старожилы рассказывали, что выразить свои симпатии юноша мог и так: подойти к девушке и взяться за верхнюю часть деревянной палки (хурки и къжела), на которой крепилась овечья шерсть.

На всех этих «мероприятиях» имели право присутствовать лишь юноши из своего села (махала, махла, маала). Тот, кто приходил «из-за границы», должен был пройти своеобразный ритуал — выставить магарыч, или алдамач, молодым людям.

Сватанье (сватуването). О сватанье сначала договаривались парень с девушкой. Затем парень посылал к родителям девушки кого-либо из своих родственников старше себя, обязательно мужского пола, но не отца. Если у родителей девушки не было возражений, приглашали жениха. В некоторых случаях жених мог сразу идти со сватом сватать девушку. В знак согласия девушка дарила жениху что-нибудь из одежды, например ризу (рубашку). На сватанье договаривались о гудеже.

Войдя в дом, сваты говорили: «Здравствуйте! Мы слышали, что у вас есть девушка, а у нас есть парень. Отдайте ее за него».

Гудеж (годеж, годи). На гудеж собирались дома у родителей девушки. Родители приглашали близких родственников и соседей. На стол подавали милину, холодец, рыбу, рис, соус.

Парень дарил девушке платье (рокла), а она ему — рубашку и перевязывала его пишкиром (полотенцем). На гудеже договаривались о свадьбе и чиизе (приданом). Было две формы приданого: чииз и зестра (земельный участок). В чииз входили: сундук, дюшеки (перина из бараньей шерсти), одеяла, подушки, одежда.

Даже сейчас девушки продолжают готовить себе приданое. Редко на какой свадьбе болгар не увидишь достаток, выраженный в многочисленных перинах, одеялах, полотенцах, подушках. «Осмотр приданого» давно уже превратился в яркий обряд свадьбы. Нередко потом приданое остается в родительском доме: молодые уезжают в город, забирая с собой минимум необходимых в быту вещей.

На гудеж парень приносил девушке бусы, сережки, туфли, фартук. Староста (родственница со стороны жениха) набрасывала на невесту подарки (платья, рубашки), которые ей приносили родственники жениха. Жених и невеста целовали гостям руки, а молодым в ответ давали деньги.

Гулянье продолжалось до утра. Утром молодежь и посватавшийся парень с нареченой катались по селу с музыкой. Обычно через две недели после гудежа назначали свадьбу.

Если родители не одобряли выбор дочери и не разрешали парню на ней жениться, девушка могла и самовольно уйти к нему. Такую девушку называли «приставуша». В таком случае отец не давал дочери приданого, свадьбу справляли в зависимости от желания родителей. Эта своеобразная форма гражданского брака была широко распространена среди болгар. Присутствует она и сегодня. К ней могли прибегнуть и в связи с невозможностью устроить свадьбу из-за финансовых проблем.

Рождество

(Колда, Коляда - 7 января) - один из основных праздников в православном календаре. К этому, одному из главных для любого христианина, празднику готовились заранее: в доме и во дворе наводили порядок, белили, пекли круглые калачи-плетенки. 6-го вечером семья садилась за постный ужин. А уже 7-го, днем, разговлялись. На Коляду готовили 12 блюд. Всем членам семьи раздавали по головке чеснока, чтобы «облегчить роды Богородице».

рождество

На Святой вечер (6 января) все дома в селе обходили ватаги детей и подростков (коледари). Они несли звезду с иконой, колокольчики (трака, чан) и специальный шест, на который нанизывали калачи. Готовили также и одежду - к шапкам крепили красные ленты, цветы.

Трифон Зарезан

Трифон Зарезан, Трион, Триун Зарезан (14 февраля) - праздник винограда, виноградаря. С этим днем связана легенда о Трифоне, который работал в этот день на винограднике. К нему подошла Св. Мария и предупредила, что сегодня - большой праздник, и если он будет работать, то отрежет себе нос. Трифон не послушал Марию. То, о чем она сказала, произошло. Потому в этот день старались ничего не резать, даже хлеб, и прятали ножи. Все необходимое нарезали накануне.

Согласно обычаю, вместе с соседями шли на виноградники и символически подрезали лозу. Виноградник поливали вином и благословляли: «Дай Бог здоровья, чтобы был виноград и вино».

Масленница

Конец зимы - начало весны отмечается Масленицей, Масленцей. Эта неделя располагалась за 50 дней до Пасхи. На улицах жгли костры, прыгали через них. Так, согласно поверью, можно было избежать блох. В первое воскресенье, на начало Масленицы, готовили мясные блюда, а на второе, завершающее (сирийца, сирна пита), - блины, милину, яйца. Иногда в такую сырную запеканку клали монеты или другие знаки - «за къща», «за сфинита», «за градината».

В воскресенье на Масленицу ходили в гости с угощением. В эти посещения друг у друга «просили прощения». Перед постом все должны были покаяться и простить другим их прегрешения.

Мартиница, Баба Марта (1 марта)

Об этом дне говорили: «Баба Марта с бяла фарта». Когда с утра в этот день убирали дом, то приговаривали: «Навън бълхите, да влезе Марта». У входа в дом привязывали красную ленту или платок. Красные с белым ленточки повязывали детям и ягнятам «на здоровье».

мартинички

После 9-го марта эти ленты выбрасывали вслед пролетающим журавлям или клали под камень. Верили, что Баба Марта под него в течение месяца положит подарки. Когда под камень заглядывали, то по тому, что там обнаруживали, гадали о будущем. Кроме этого, существовал обычай повязывать ленточки на ветках деревьев: когда будут пролетать журавли, они «должны их забрать».

Лазаровден

За неделю до Великдня, в субботу, отмечался Лазаровден. В этот день празднично одетые маленькие девочки с корзинками для подарков обходили дома, исполняя песни. Хозяйка благодарила их и одаривала куриными яйцами. Эти лазарувания также являются специфичным элементом болгарского календаря. На следующий день - Вербное воскресенье, Връбница.

лазаровден

В этот день в церкви освящали ветки вербы, которые хранили дома в «красном углу». На Връбницу обязательно готовили блюда из рыбы.

Великден, Пасха

Один из крупнейших праздников христианского календаря. Болгары готовились к нему заблаговременно - белили дома, убирали в жилище и во дворах. Накануне, в четверг или пятницу, пекли куличи (пасхи), красили яйца.

На Великий четверг с несколькими крашеными яйцами шли на кладбище. Согласно поверью, в этот день «души мертвых отпускаются». На службу в церковь шли с вечера субботы в новой одежде. В церковь несли куличи, яйца, курицу и т. д. Вернувшись утром, в воскресенье, домой, за столом собиралась вся семья. Разговлялись, начиная трапезу с яиц. Члены семьи обменивались поздравлениями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»), ударяя при этом крашенками. Целым яйцо не съедали сразу, а ели по частям: «Если съешь целое освященное яйцо, то в , поле будет мучить жажда».

яйца

После разговенья и посещения близких родственников, молодежь собиралась на хуро. Нанимали музыкантов и танцевали до вечера. Вместо платы музыкантов угощали освященными яйцами, пасхой и т. д.

Такие праздники и дни отмечали болгары семьей и общиной. Конечно, устоять многим традициям под влиянием модернизации нашего общества - сложно. Ведь большая часть из них привязана к аграрному и скотоводческому циклам. В городах они сильно трансформировались, кое-какие элементы продолжают бытовать в качестве игровых или фольклорных компонентов веселья. Однако, наблюдая единение наших соплеменников, думаю, что у наших праздников и традиций есть будущее. Тем более, что их активно стали соблюдать и в городах. Молодежь с уважением относится к ним. И коледари и сурвакари продолжают ходить по домам, а на Гергевден уже и на одесских кухнях варится курбан, и водят по селам Яню...!

Весь материал о традициях и обычаях
взят из книги А. Н. Киссе «Болгарские традиции»


©2009 Telpis George Design

Участники проекта
?